Программа элективного курса «Экология города»

Отправлено 19 авг. 2013 г., 23:28 пользователем Татьяна Викторовна Шмелева
9 класс, 18 часов
Автор – Шмелева Т.В. 

Элективный курс ориентирован на изучение основ урбоэкологии (экологии города). Программа составлена для учащихся, ознакомившихся с основами экологии. Содержание курса предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение своего города. Значительный материал посвящён рассмотрению вопросов формирования и состояния окружающей среды города Коврова. Деятельность учащихся ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности. Включены задания урбоэкологического практикума, которые составлены на основе современных научных экологических методов. С помощью доступных методик учащиеся проведут микроисследования городской среды, получив достаточные выводы опытным путём.
Программа рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Планирование основано на содержании учебника – Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология. – М.: Просвещение, 1997.
Цели  курса:
  • изучить особенности городской среды, её компоненты, качества, факторы;
  • развивать умение выявлять экологическое проблемы города, оценивать роль экологического зонирования и мониторинга городов в сохранении здоровья населения;
  • формирование экологической культуры у школьников.
В качестве зачета учащимся предлагается на выбор проектная деятельность, с результатами которой они выступают на итоговом занятии.

ЗУН, приобретаемые учащимися
Знания
  • предмет и задачи  урбоэкологии;
  • определения основных экологических понятий: экология города, урбанизация, загрязнение, мониторинг, ПДК, ПДС;
  • методы и способы урбоэкологических исследований;
  • компоненты городской среды;
  • факторы формирования городской среды;
  • экологические проблемы города;
  •  пути решения экологических проблем;
  • экологические проблемы города Коврова
Умения и навыки
  • применять знания по экологии для обоснования мер по охране окружающей среды;
  • определять источники загрязнения среды;
  • предлагать пути решения экологических проблем;
  • выполнять практические задания наблюдения;
  • проводить исследования по выбранной методике;
  • оформлять результаты исследований в виде схем, карт, описаний, диаграмм, графиков, фотоматериалов;
  • выступать с результатами исследований публично
Содержание курса

Название темы

Количество часов

1.

Введение в урбоэкологию

 2

2.

Факторы формирования городской среды

4

3.

Экологические проблемы городов

6

4.

Исторические типы городов

2

5.

Экологическая обстановка города Коврова

4

Всего

18



Поурочное планирование

Тема занятия

Введение в урбоэкологию (2 часа)

1

1. Предмет и задачи экологии города. Методы и способы урбоэкологических исследований.

2

2. Городская среда как экосистема, её компоненты. Качество городской среды. Мониторинговые службы города.

Тема 1. Факторы формирования городской среды (4 часа)

3

1.    Географическое положение, природный ландшафт города.

4

2.    Растительный и животный мир города. Практическое занятие: изучение видового состава флоры и фауны микрорайона школы.

5

3.   Климат. Водная структура города.

6

4.   Функциональная структура. Планировочная структура: формула градоустройства. Практическое занятие: оценка функционального зонирования территории города.

Тема 2. Экологические проблемы городов (6 часов)

7

1.   Общая характеристика экологических проблем городов. Природно-ландшафтные проблемы.

8

2.   Ресурсно-хозяйственные проблемы. Экологические требования к заложению городов.

9

3.   Антропоэкологические проблемы. Твёрдые бытовые отходы в городах.

10

4.   Органы чувств человека и агрессивность городской среды. Мастерская «Видеоэкология».

11

5.   Специфика болезней горожан.

12

6.   Озеленение городов. Растения – индикаторы состояния среды.

Тема 3. Исторические типы городов (2 часа)

13

1.      Экологические проблемы городов в исторической перспективе.

14

2.      Города будущего. От мегаполиса к экополису.

Тема 4. Экологическая обстановка города Коврова (4 часа)

15

1.     Состояние воздушной среды, водные ресурсы города. Радиационный фон.

16

2.     Растительный и животный мир города.

17

3.     Проектная деятельность

18

4.     Обобщение знаний курса


Дополнительная литература
  1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. - М.: АГАР, 2000.
  2. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских. Методическое пособие. - СПб.: «Паритет», 2004.
  3. Вронский В.А. Прикладная экология: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996.
  4. Высоцкая М.В. Экология. 9 класс. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: В 4-х книгах. - М.: Мир, 1995.
  7. Камерилова Г.С. Рабочая тетрадь по экологии города. - М.: Просвещение, 1998.
  8. Колобовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.
  9. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. - М.: Дрофа, 2002.
  10. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачёв С.Н. Основы общей экологии. Учебник для старших классов общеобразовательных школ. - М.: Устойчивый мир, 2000.
  11. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  12. Миркин  Б.М., Наумова Л.Г. Экология  России: Учебник  для  9-11 классов. - М.: Устойчивый мир, 2000.
  13. Наумова Н.Н., Кудряшова А.А. Анализ мониторинговых наблюдений за состоянием окружающей среды г. Коврова за 1994-2000 гг.

  14. Оборудование
  • таблицы по экологии, карта города Коврова;
  • фрагменты видеофильмов, анимации, презентации, виртуальные экскурсии, виртуальный лабораторный практикум, демонстрации;
  • компьютер, проектор, интерактивная доска;
  • диски «Экология», «Биология».
Comments